О предмете
Наша задача будет заключаться в том, чтобы изучить основы этого "этикета", разобраться, что принято и почему
это выглядит так, а не иначе.
это выглядит так, а не иначе.
Некоторые могут подумать: на большинстве сайтов ссылки расположены в левой верхней части страницы, а я не хочу быть таким, как все, поэтому расположу их справа внизу. Действительно, это добавит сайту оригинальности. Правда, при этом многие пользователи попросту не найдут нужные ссылки, ведь они ожидают увидеть их в левой части страницы. Они же знают, что так принято, но при этом не подозревают, что попали на сайт оригинального человека. :) Поэтому иногда оригинальность оборачивается неудобством интерфейса. Конечно же, это не повод создавать шаблонные сайты, которых уже и так слишком много. Среди дизайнеров годами длится спор: что важнее - дизайн или удобство? Кто-то создает сайты, ничем не примечательные с точки зрения внешнего вида, но простые и удобные. Другие говорят, что это банально и скучно, и создают красивые проекты с такой сложной структурой и запутанной навигацией, что найти все разделы сайта может лишь его автор. Эстетическое удовольствие очевидно, но ведь такими сайтами невозможно пользоваться! Ими можно только любоваться, как картинами в галерее. Такй подход уместен для визитной карточки дизайн-студии, но для информационного портала или приложения электронной коммерции недопустим.
Нужно находить здоровый компромисс между интересным дизайном и удобным интерфейсом, понятным каждому пользователю.
И поверьте мне, это сложная задача. Только хороший дизайнер может создать одновременно красивый и удобный для пользования проект.
Эргономика - наука об удобстве пользования. В промышленном дизайне эргономика играет ключевую роль, ведь согласитесь, никто не купит кресло, в котором неудобно сидеть, даже если оно будет очень красивым. Никто не будет пользоваться компьютерной мышью с сотней кнопок, ведь их неудобно нажимать. То же самое относится и к веб-сайтам. Кто же будет пользоваться интернет-магазином, если непонятно, на что нужно нажать, чтобы просмотреть каталог товаров или способы оплаты. Эргономика веб-сайтов в англоязычной литературе называется usability. По-русски так и говорят - юзабилити. Отцом науки юзабилити является Якоб Нильсен, написавший на эту тему несколько книг и множество статей. Посетите его сайт www.useit.com (ресурс англоязычный).
Что такое юзабилити
Юзабилити это качественный признак, который определяет, насколько интерфейс пользователя легок в использовании. Слово "юзабилити" также обозначает набор методов, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.
У юзабилити есть пять количественных составляющих:
Обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?
Эффективность: после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?
Запоминаемость: После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?
Ошибки: сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?
Удовлетворенность: насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?
Помимо юзабилити существует еще множество других важных качественных признаков дизайна. Один из ключевых - полезность, который описывает функциональность дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс тем, что пользователю нужно? Юзабилити и полезность одинаково важны: какой толк в программе, пусть даже и удобной в использовании, если она не делает то, что вам нужно? Плоха и та программа, которая гипотетически делает то, что вам нужно, но вы не можете с ней работать из-за ее сложного интерфейса. Для изучения полезности программы вы можете пользоваться теми же методами, что и при изучении качества ее юзабилити.
Зачем это нужно?
В Web-е юзабилити является необходимым условием выживания. Если с веб-сайтом трудно работать, посетители просто уходят с него. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем занимается компания, и что какие задачи сайт позволяет выполнить, посетители уходят. Если сайт запутанный, посетители также уходят. Если информация на сайте трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы посетителей, они уходят. Не бывает таких посетителей, которые внимательно изучают "справочное руководство по работе с сайтом" или тратят свое время на освоение его интерфейса. В Web-е полным полно других сайтов, поэтому уйти с сайта - первое побуждение, возникающее у посетителей, когда они наталкиваются на трудность.
Первое правило е-коммерции гласит:
если посетители не могут найти товар, они никак не смогут его купить.
если посетители не могут найти товар, они никак не смогут его купить.
При разработке продуктов для внутреннего пользования улучшение юзабилити в два раза означает сокращение в два раза времени на обучение пользователей и увеличение в два раза например количества действий, которые пользователи совершают за час. При разработке продуктов на продажу улучшение юзабилити в два раза позволит повысить в два раза объем продаж, удвоить количество зарегистрированных пользователей или заказов, и вообще увеличить в два раза тот результат, который вы ожидаете получить от проекта.
Как создать эргономичный проект
Существует множество методов изучения юзабилити, но самый основной и самый полезный - это метод тестирования вашего дизайна пользователями. Он включает три компонента:
Выберите пользователей, наиболее типичных для вашего проекта/продукта, например посетителей коммерческих сайтов или работников вашей компании, часто пользующихся интранетом (в последнем случае должны быть выбраны работники, которые не работают в вашем отделе).
Попросите их выполнить наиболее типичные задачи.
Следите за тем, что делают пользователи, где у них все получается, где у них возникают трудности с интерфейсом. Молчите и слушайте, что говорят пользователи.
Самое важное - проводить тестирование отдельно с каждым пользователем. Пусть каждый из них сам решает ставшие перед ним проблемы. Если вы им будете помогать или привлекать их внимание к какому-то определенному элементу на экране, вы испортите результаты теста.
Для того, чтобы обнаружить наиболее серьезные проблемы с юзабилити, вполне достаточно привлечь к тестированию пять пользователей. Вместо того, чтобы разоряться на крупное, дорогое исследование, лучше всего провести несколько мелких тестов и вносить изменения в дизайн после каждого из них: так вы сможете сразу исправлять обнаруженные ошибки. Этот метод последовательного дизайна лучше всего позволяет улучшить качество конечного продукта. Чем больше версий и идей вы откатаете на пользователях, тем лучше.
Более подробно методика эргономической оценки веб-сайта будет рассмотрена в следующих уроках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий