четверг, 23 февраля 2012 г.

Урок юзабилити №8: Ссылки

Правило 7±2
Для определения количества пунктов в меню навигации на веб-сайте применяется широко известное правило "семь плюс минус два (7±2)". Правило это вошло в практику, чтобы ускорить процесс дизайна и объяснить принятое решение заказчику.

Откуда же пришло это правило?

Психолог Георг Миллер (George Miller) занимался изучением пределов человеческой кратковременной памяти.
Он пришел к выводу, что существует
предельное количество предметов, которые мы способны удержать в нашей кратковременной памяти: 7±2.

В 1956 году Миллер опубликовал результаты своего исследования. С тех пор правило 7±2 стало сверхпопулярным среди дизайнеров интерфейсов. Интересно заметить, что сам Миллер не делал в своей работе выводов, которые можно применить к дизайну веб-навигации. Это логично - посмотрите на год опубликования работы.

Хотя правило Миллера 7±2 и напоминает нам об умеренности, не нужно воспринимать его как догму при проектировании навигации. С другой стороны, заваливать посетителей сотней меню тоже безответственно, ведь проблема с путаницей и информационной перегруженностью, разумеется, существует.

Конечно, оптимальное количество пунктов в меню нельзя свести к одному обобщенному правилу, применимому во всех ситуациях. Наоборот, при проектировании информационной архитектуры сайта следует помнить о других двух самых важных правилах: баланс широты и глубины информации, и способ ее представления.

Баланс между широтой и глубиной заключается в балансе между пунктами меню, видимыми на странице (широта) и числом
иерархических уровней вашего сайта (глубиной).

Здесь в каждом случае надо искать компромисс: чем меньше пунктов меню вы показываете на странице, тем глубже вам придется делать структуру; и наоборот, чем больше пунктов меню присутствует на странице, тем меньше иерархических уровней вам придется создавать.

Исследования показывают, что в общем случае "широкие" структуры работают лучше, чем "глубокие". Как оказалось, пользователи лучше работают и быстрее находят информацию в "неглубоких" структурах. Для постоянного выбора категорий и подкатегорий при работе с глубокой структурой требуется больше усилий, чем для просмотра большого количества ссылок при работе с широкой структурой. Естественно, что большинство самых популярных веб-сайтов в современном Web имеют широкую структуру: вполне обычно увидеть на известных порталах и новостных сайтах по 50-100 (а то и больше) ссылок на главной странице.

У пользователей больше шансов заблудиться в глубокой иерархии. Напротив, широкая структура на первой же странице показывает, какую часть информационного пространства охватывает данный веб-сайт. Новые посетители и пользователи, которые не четко представляют, что им нужно, могут одним взглядом определить в широкой структуре, что им предлагает веб-сайт. Они с легкостью могут рассмотреть и сравнить все категории и сделать осознанный выбор.

Для большинства сайтов семь пунктов меню может оказаться достаточным. При этом очень большие объемы информации потребуют намного больше семи пунктов меню, чтобы сбалансировать широту и глубину структуры. В конце концов, пусть ваши пользователи скажут, что для них лучше: чаще проводите тесты и вносите изменения, ориентируйтесь в дизайне на конечного пользователя.

Рекомендации по использованию гиперссылок

Цвета просмотренных и непросмотренных ссылок должны отличаться

Традиционно непросмотренные ссылки выделяются голубым, а просмотренные - фиолетовым цветом. Существует множество споров по поводу именно такого цветового предпочтения. Исходя из психологии восприятия цветов, для ссылки был бы более логичен красный, как активизирующий цвет, в то время как синий, наоборот, как бы успокаивает и затормаживает. Ссылка является призывом к действию, то есть лучше сделать ее максиально активной в смысле цвета. С другой стороны, пользователи привыкли, что ссылки - синие и подчеркнутые (см. статью Нильсена в первом уроке). Так или иначе, заставить дизайнеров создавать что-то в определенном цвете невероятно трудно. На мой взгляд, самое главное правило по выбору цвета ссылок звучит так:

Непросмотренные ссылки должны быть более активного (насыщенного) цвета, чем основной текст страницы, просмотренные -
более приглушенного (как бы "неактивного", меньшей насыщенности). В любом случае, они должны отличаться по цвету от обычного
текста.

Страница не должна содержать ссылку на себя
Всегда соблюдайте это правило, иначе можно легко запутать пользователя. :)

Названия ссылок должны отличаться друг от друга и быть удобочитаемыми
Название начинайте со слова, несущего смысловую нагрузку, поскольку в процессе поиска нужной ссылки пользователи обращают внимание лишь на первые пару слов. Поэтому названия ссылок должны быть по возможности краткими и конкретными. Избегайте повторения очевидной или избыточной информации - наличие одинаковых слов во всех ссылках лишь мешает пользователям определить их назначение. Если полные названия подразделов компании включают в себя название самой компании, для посетителя ссылки будут выглядеть как столбик одинаковых слов (см. иллюстрацию с сайта FederalExpress). В результате придется тщательно просмотреть все названия от начала до конца, чтобы уловить разницу.



Не используйте в названиях ссылок рекомендации общего характера, такие как "Щелкните здесь" ("Click Here")
Названия ссылок должны быть осмысленными и указывать, куда они ведут - это облегчит пользователю выбор. К примеру, вместо фразы "Щелкните здесь, чтобы просмотреть каталог телефонов Nokia", укажите просто "Каталог телефонов Nokia".

Ссылку, стоящую в конце списка элементов, не следует называть неопределенным именем вроде "Еще..." или "Больше..." ("More...")
Вместо этого объясните посетителям, что именно они могут найти, щелкнув по этой ссылке, например, "Другие книжные новинки", "Архив новостей", "Подробности" (для новости). Особенно не рекомендуется размещать на странице несколько ссылок с подобными расплывчатыми именами, так как при беглом просмотре их отличить будет невозможно.

В названии ссылки или группы ссылок не потребляйте само слово "ссылка"
Чтобы показать, что данное слово или фраза является ссылкой, достаточно выделить ее соответствующим цветом и подчернуть. Никогда не называйте группу ссылок "Ссылками" - это все равно, что назвать раздел газеты "Словами". Название категории ссылок должно соответствовать тому, на что они указывают. Опять же, из этого правила есть одно исключение - ссылка под названием "Ссылки" ("Links"), ведущая на страницу со списком театически связанных ресурсов. Но эта ссылка присутствует не в самом тексте, а в главной или вторичной навигации, так что пользователь воспринимает ее иначе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий