четверг, 16 февраля 2012 г.

Урок юзабилити №5:Навигационная структура веб-сайта

Как пользователи осуществляют поиск

Представьте себе следущую ситуацию: вы пришли в супермаркет, чтобы купить, например, фритюрницу. Зайдя в магазин, вы начинаете искать отдел с соответствующим названием - что-то вроде "Бытовой техники". Если вы случайно попадаете в неподходящий отдел, например, с какими-либо продуктами питания, то перейдете в другой отдел или вообще вернетесь назад и начнете поиск сначала (в самых запутанных случаях). После того, как вы попадаете в раздел магазина, где находится бытовая техника, начинается поиск непосредственно фритюрницы. Найдя полку с фритюрницами, вы выбираете понравившуюся. Таким образом, вы находите то, что нужно, при помощи навигационной системы магазина, т.е. вывесок и иерархической системы, которую эти вывески воплощают.

Есть еще один способ поиска товара в большом магазине. Можно просто найти продавца и задать ему соответствующий вопрос. Если он будет достаточно компетентен и отведет вас к желанным фритюрницам, то процесс поиска значительно упростится. Кстати, даже если вы отправитесь на поиски товара самостоятельно, то в случае неудачи вам, возможно, все же придется прибегнуть к помощи персонала.

Посещение магазина во многом напоминает посещение веб-сайта.

Обычно вы хотите что-то найти.
Вначале вы решаете, будете ли вы искать самостоятельно или обратитесь за помощью.
В случае самостоятельного поиска вы перемещаетесь по иерархии, пользуясь навигационными указателями.
Если вы не нашли то, что искали, вы уходите.


Люди не станут пользоваться вашим сайтом, если им не будет понятно, как по нему перемещаться.

В Интернете вопрос задается с помощью поискового интерфейса - вы набираете в поисковом окне название или описание того, что ищете, и после нажатия кнопки получаете список ссылок на те сайты или разделы данного сайта, где может находиться то, что вы ищете.

Якоб Нильсен делит людей по их навигационным предпочтениям на 2 типа:

пользователи с доминантным поиском (search-dominant);
пользователи с доминантным выбором ссылок (link-dominant).
Пользователи с доминантным поиском, заходя на какой-то сайт, почти сразу начинают искать окно поиска.

Пользователи с доминантным выбором ссылок почти всегда начинают с самостоятельного поиска и обращаются за помощью к поисковой системе только в том случае, если у них больше нет подходящих ссылок или одолела усталость от неудачного использования сайта.

У всех других людей решение о том, стоит ли начинать самостоятельный поиск или обратиться за помощью к поисковой системе, зависит от их склада ума, от того, насколько они ограничены во времени, и насколько система навигации на сайте кажется им удобной.

Специфика навигации в Интернете

Пространство Интернета не имеет тех же ориентиров, на которые мы опираемся в реальном пространстве. Можно перечислить следующие принципиальные отличия:

Нет ощущения масштаба.

Даже если мы хорошо знакомы с каким-то сайтом (я не говорю о небольших сайтах-визитках или домашних страницах), нам трудно определить его объем, т.е. количество страниц. Подавляющее большинство сайтов используют различные технологии веб-программирования, позволяющие динамически генерировать веб-страницы в зависимости от запросов пользователя и других факторов. От этого теряется ощущение "конечности" сайта, поскольку его объем действительно нельзя определить.
Если речь идет о журнале или отделе магазина, вы всегда имеете хотя бы приблизительное представление о доли уже увиденного и еще не увиденного вами.


На сайте не всегда легко определить, все ли вы видели из того, что вас интересует, и, следовательно, трудно оценить,
когда можно закончить просмотр. Именно поэтому очень важно, чтобы ссылки, по которым уже щелкнули, изменяли свой цвет.
Это дает хотя бы некоторое ощущение того, сколько уже пройдено.

Нет ощущения направления.

 В целом, на сайте нет понятия левого, правого, верха или низа. Можно только говорить о движении относительно структурной иерархии - в направлении к более общим или более конкретным его уровням.

Нет ощущения местоположения. По мере перемещения в реальном пространстве у нас появляется представление о местоположении тех или иных вещей, поэтому впоследствии мы можем найти кратчайший путь к ним. В Интернете при возвращении к чему-либо нам нужно вспомнить, где это находится в рамках структурной иерархии сайта, и это менее ассоциативно. Именно по этой причине закладки (сохраняемые персональные Интернет-ярлыки) имеют такое большое значение, и именно поэтому по кнопке "Назад" делается 30-40% всех кликов в Интернете.
Это также объясняет, почему концепция главной (начальной) страницы сайта настолько важна. Главная страница - это сравнительно фиксированная позиция. Если у пользователя что-то не получается, то он всегда может вернуться в исходную точку сайта - главную страницу.
Навигация - это и есть сам сайт, аналогично тому, как здание, торговые полки и кассы - это магазин. Без навигации веб-пространство существовать не может. Именно поэтому разработке навигационной системы сайта следует уделить особое внимание.

Функции навигационной системы

Два назначения навигации очевидны: помочь пользователю найти то, что он ищет, а также указать его текущее местоположение. Возвращаясь к сказанному, можно резюмировать, что навигация дает почву для ног. Т.е. при грамотно разработанной навигационной системе пользователь не заблудится - он всегда сможет определить свои "координаты" в структурной иерархии сайта, какой бы сложной она не была.

Навигация помогает понять, что здесь находится.


Будучи визуальным образом иерархии, навигация помогает разобраться в содержании сайта. То есть навигация помогает обнаружить содержание.

Навигация помогает понять, как пользоваться сайтом.


Если навигация разработана правильно, то она самым явным образом показывает пользователю, откуда следует начинать и какие он имеет возможности. Якоб Нильсен утверждает, что навигация сайта должна в любой момент предоставлять посетителю ответы на три вопроса:
  • Где я нахожусь?
  • Где я уже был?
  • Куда я могу пойти?
Анализ путей попадания посетителей на сайт показывает, что в большинстве случаев посетители попадают на сайт через поисковые системы. Поэтому важно, чтобы посетитель не только перешел на внутреннюю страницу сайта с поисковой системы, но сразу же смог понять, в каком подразделе какого раздела и на какой странице он находится.
Навигационная система главной страницы может немного отличаться от остальных страниц сайта. Она должна давать ответ еще на один вопрос:
Откуда я могу начать?
Более подробно этом будет рассказано в следующем уроке при рассмотрении юзабилити начальных страниц.

От навигации зависит степень доверия пользователей к сайту. 

 Если сайт имеет запутанную структуру и неправильно построенную навигацию, пользователь не придет на него во второй раз. И наоборот, тщательно разработанная навигация дает пользователю ощущение спокойствия и уверенности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий